Мне ужасно интересно работать на НТВ-ПЛЮС
28 августа 2013
Завтра предпоследний этап "Бриллиантовой лиги", который пройдет в Швейцарии. Спортивная редакция сайта НТВ-ПЛЮС продолжает трансляции и серию интервью с комментаторами спортивных каналов телекомпании. Иоланда Чен рассказывает о «королеве спорта», любви к фигурному катанию и планах на будущее.
Родной город: Москва. Образование: среднее. Виды спорта под комментарий: легкая атлетика, фигурное катание.
Самое яркое событие в комментаторской карьере:
конечно, самые яркие события – Олимпийские игры. Таковых у меня было уже три. На первую свою Олимпиаду в качестве комментатора я поехала в Сидней – у нас было много трансляций, мы брали интервью, делали массу сюжетов. Потом Афины, а в 2008 году – Пекин. С Олимпиадой ничего не может сравниться, так как именно на этом турнире можно увидеть действительного великолепный спорт в большом количестве – легкую атлетику в том числе. К сожалению, соревнования, прошедшие в Афинах и Пекине, мы пока не можем ретранслировать. Зато я слушала свой же комментарий сиднейских игр и, честно говоря, удивлялась, насколько хорошо получилось (хвалиться, конечно, нечестно и нехорошо, но это ведь правда). Олимпийские игры настолько интересно комментировать, что трансляции обычно получаются ужасно захватывающими профессиональными. Мне кажется, нам удалась работа в Пекине. Кстати, в прессе было много материалов о наших с Василием Парняковым репортажах – читать это было очень приятно. Радует, что именно на нашем канале зрители находили отдушину и смотрели легкую атлетику. Конечно, чемпионаты мира тоже интересно комментировать, хотя это очень трудная и долгая работа, но в то же время интересная. Была я и на зимних Олимпиадах – в Солт-Лейк-Сити и Турине. Там была своя специфика, так как я не комментирую зимние виды спорта. Там я выполняла корреспондентскую работу – брала интервью, находилась в микст-зоне, делаю сюжеты. Такая деятельность мне тоже доставляет удовольствие.
На НТВ-ПЛЮС:
с 1997 года.
Командные и личные пристрастия:
симпатизирую «Локомотиву», потому что мой муж очень долго работает в этой команде – с основным составом, еще с Юрием Павловичем Семиным, до его ухода в киевское «Динамо», а сейчас работает с дублем «Локомотива». Что касается какого-то одного спортсмена, то сказать сложно, потому что в моем виде спорта у меня много любимчиков. Очень сильно болею за Таню Лебедеву, так как это мой вид спорта, мой любимый тройной прыжок, прыжки в длину. Мы с Таней очень много лет знакомы – еще прыгали вместе, и она в какой-то степени подвигла меня завершить спортивную карьеру, когда стала лучшей на чемпионате России. Она тогда чувствовала себя очень неловко, потому что в то время была очень молодой девочкой, а я была знаменитым мэтром. Я за нее всегда очень болею и переживаю. В фигурном катании обожаю Татьяну Тарасову, люблю всех ее учеников и особенно Лешу Ягудина. Алексей Николаевич Мишин, с которым я прекрасно знакома, долгое время ревновал. Он тренировал Женю Плющенко и всегда говорил: «Ну, конечно, у вас Тарасова и Ягудин в любимчиках». Признаюсь, симпатизировала именно Ягудину.
Хобби:
я живу за городом, и у меня на участке много цветов, которыми невозможно не заниматься. Кроме того, мой дом полон животными – три собаки и кот. Так что мое хобби – это дачное хозяйство, домашний очаг. Я очень люблю быть дома, ненавижу путешествовать. Думаю, это просто компенсация за то, что я полжизни промоталась по всему свету. Обожаю принимать гостей, готовить что-то вкусненькое.
Иоланда, как в вашей жизни возникла легкая атлетика? Часто бывает, что в спорт приводят родители.
Отец привел меня в легкую атлетику не сразу. Сначала я занималась сама, причем разными видами спорта. В наше время было абсолютно нормальным занятие детей дошкольного и школьного возрастов в различных спортивных секциях. Я с подружками ходила на гимнастику, плавание, фигурное катание. Когда все эти детские «шалости» были закончены, в 12 лет отец посоветовал мне сосредоточиться на легкой атлетике. К тому моменту я занималась фигурным катанием в спортклубе «Москвич», мне ужасно это нравилось, и я собиралась заняться этим профессионально.
Не вышло?..
У меня все получалось, и тренер была мной довольна, но отец сказал категорическое «нет», аргументировав тем, что это не тот вид спорта – он субъективный. А в 1970-е годы как раз все увлекались фигурным катанием, болели за наших чемпионов, программа про фигурное катание была одной из лучших на центральном телевидении, поэтому наших звезд все знали и, естественно, обожали. Я немного посопротивлялась, но отец меня убедил. Я пошла на стадион «Динамо», где меня ждала женщина по имени Лидия Михайловна Степура. Она меня встретила, и я начала заниматься. У нас была группа многоборья, поэтому и бегали барьеры, и прыгали в длину, в высоту, делали массу разных упражнений. Все это было очень интересно, мне понравилось – особенно, когда начался бег в шиповках, в специальной обуви. Так я и осталась в легкой атлетике.
Когда вы поняли, что спорт – дело вашей жизни и легкая атлетика в частности?
Довольно быстро. Я начала развиваться, пришли успехи. В фигурном катании я за два года выступала только на одном соревновании – была сдача нормативов. А в легкой атлетике соревнования начались практически сразу. Мне нравилось выступать на соревнованиях: вроде не просто ерундой занимаешься, а при деле. Так что через 1-1,5 года после перехода в легкую атлетику я серьезно начала заниматься и поняла, что это мой вид. К тому же у меня в семье говорили о первых успехах, о занятиях. Я перешла в спортивный класс 210-ой школы, которая находится недалеко от стадиона «Динамо».
Никогда не жалели о том, что отдали предпочтение не фигурному катанию, а «королеве спорта»?
Нет, никогда. Я очень рада, что занималась фигурным катанием, но легкая атлетика оказалась действительно моим видом. Зато теперь в моей профессии знания о разных видах спорта помогают.
Когда заканчивали спортивную карьеру, сразу поняли, что следующая жизненная ступень – журналистика?
Меня совершенно неожиданно пригласил к себе работать Василий Кикнадзе. Тогда он возглавлял новоиспеченную телекомпанию СТС, которая в тот момент запускалась совместно с американскими продюсерами. На канале была спортивная программа. Василий сначала позвонил моему отцу и поинтересовался, не хотела бы я поработать на телевидении. Тот посоветовал ему связаться напрямую со мной. В то время я действительно завершала свою спортивную карьеру - были и некоторые травмы, и по возрасту уже было пора. Поэтому я действительно размышляла о том, чем буду заниматься. Я собиралась быть тренером и хотела работать вместе с Владимиром Плехановым. Тогда то мне и позвонил Василий с предложением стать телеведущей. Я ответила, что не смогу уделять много времени, так как пока еще тренируюсь. Он заверил, что много времени и не понадобится – всего два раза в неделю. Предложение оказалось любопытным, тем более, я знала Василия как профессионального человека. Название программы было «Спорт на грани», и им нужен был человек, который знает спорт изнутри – всю спортивную кухню. Передача, кстати, была очень разносторонней. Один раз в неделю я приезжала, и мы записывали студии, а во второй раз, как правило, делали всякие сюжеты – я озвучивала материалы под картинку.
Перемена деятельности далась сложно?
Со временем я адаптировалась и начала понимать, что такое телевидение. Но через несколько лет наступил момент небольшого кризиса, и когда я приезжала за очередной зарплатой, Василий мне сказал, что деньги за следующий месяц могут прийти с некоторой задержкой. Я особо и не переживала, так как деятельность на телевидении считала скорее не работой, а хобби. В этот момент мне вдруг позвонила Анна Владимировна Дмитриева. После победы на чемпионате мира НТВ делало обо мне сюжет для программы «Такова спортивная жизнь», и ко мне домой лично приезжала Анна Владимировна – так мы и познакомились. А тут она мне позвонила и спросила, почему я работаю на каком-то телевидении, а не на НТВ-ПЛЮС, добавив при этом, что у нас был разговор о моем трудоустройстве. Судя по всему, когда состоялась та беседа, я была вся в эйфории после победы на мировом первенстве, и забыла о договоренности.
Но в итоге договоренность все же была реализована.
Да. Я приехала в Останкино, Анна Владимировна мне все рассказала про телекомпанию, про спортивное телевидение, про надобность в профессиональных людях. Летом 1997 года как раз должен был состояться чемпионат мира в Афинах. Анна Владимировна была (да и остается, конечно) настоящей звездой. Конечно, мне льстило, что меня пригласил на работу такой человек. После этого я решилась поговорить с Кикнадзе, и Василий поступил очень красиво, сказав, что принимать решение должна я. При этом он добавил, что программа «Спорт на грани» скоро может закрыться. Я без зазрения совести спокойно согласилась перейти на НТВ-ПЛЮС и меня сразу с места в карьер бросили на чемпионат мира.
Работа сразу закипела?
Да, мы сразу начали делать передачи о чемпионате, проводить конкурсы со зрителями. Перед очередным днем чемпионата мира мы задавали в эфир какой-то вопрос, и за правильный ответ гарантировали какие-то сувениры. Я сама принимала ответы в течение часа после эфира. Честно говоря, я была поражена, какое количество людей звонило. На следующий день мы называли правильный ответ и приглашали победителя в Останкино, где он и получал приз. Мне стало ужасно интересно работать на НТВ-ПЛЮС, где спортом люди интересовались и интересуются до сих пор действительно профессионально. Тогда я поняла, что нашла то, что искала.
Потом наступили сложные времена. В годы кризиса мы не знали, будем работать или нет. Не буду скрывать, я тогда боялась, даже несмотря на то, что у меня есть альтернатива и возможность другой работы – например, тренерской. Так что я боялась скорее потерять не источник дохода, а деятельность, которая мне искреннее нравилась. К счастью, тогда все закончилось хорошо – мы сохранили сам канал и, что не менее важно, - себя.
О тренерской работе всерьез не задумывались?
Не знаю, получилось бы или нет, но я бы начала. К тому моменту как я заканчивала со спортом, у моего тренера была большая группа, так что если бы не последовало предложения с телевидения, я бы точно занялась тренерской работой.
За какими видами спорта, помимо легкой атлетики, удается пристально следить?
Я смотрю все соревнования по фигурному катанию, в том числе и ледовые шоу, потому что просто обожаю этот вид спорта. Очень люблю теннис. Мне кажется, я неплохо его понимаю: давно слежу за соревнованиями, знаю многих теннисистов. В 2002 году я поехала на Уимблдон. В нашей бригаде была также Лариса Дмитриевна Преображенская, и в течение двух недель мы много общались о теннисе. Мне было приятно, что я по-хорошему потрясла своими знаниями людей, потому что Анна Владимировна не предполагала, что я так давно смотрю теннис. Люблю также смотреть зимние виды спорта – лыжные гонки, биатлон – особенно когда выступают наши команды. Конечно, смотрю хоккейные матчи – особенно международные турниры. Иногда смотрю и игровые виды, и плавание, и спортивную гимнастику. Могу посмотреть и тяжелую атлетику.
Каких новых проектов, в которых вы примете участие, стоит ожидать болельщикам в ближайшее время?
Наши творческие планы не всегда зависят от нас самих, а зависят от того, будем ли мы транслировать то или иное событие. Идеально иметь права на показ больших турниров – тогда творческих планов хоть отбавляй. На данный момент могу сказать, что планов очень много: и комментарии, и программы, и общение с телезрителями.Так что, одним словом, приятной работы очень много!
Беседовала Мария Долгова
Последние новости
23 сентября 2024
20 сентября 2024
15 августа 2024
30 июля 2024