Игорь Тер-Ованесян: "Я заставил бы Болта прыгать через пропасть"

Игорь Тер-Ованесян: "Я заставил бы Болта прыгать через пропасть"
14 июля 2012
Тер-Ованесян выступал на пяти Олимпиадах, начиная с Мельбурна-1956, а значит, двадцать лет провел на самом высоком уровне. Был знаменитым прыгуном в длину, и именно ему принадлежал мировой рекорд в тот самый день, когда Боб Бимон совершил свой легендарный "прыжок в XXI век", а затем стал выдающимся тренером.

По мнению 74-летнего Тер-Ованесяна, в прыжках в длину назрела техническая революция, и первым человеком в истории, улетевшим за 9-метровую отметку, мог бы стать Усэйн Болт.

- Давно хотел узнать у вас: а что вообще происходит с длиной? Почему вы со своим мировым рекордом 1967 года - 8,35 - стали бы в Пекине-2008 олимпийским чемпионом? И почему Джесси Оуэнс с прыжком на 8,13 образца 1935 года занял бы второе место на чемпионате России-2012? - спросил я Тер-Ованесяна, которого весь спортивный мир знает по короткому прозвищу - Тер.

Ответ занял двадцать пять минут.

- Я сам давно спрашиваю себя об этом же, - признался Тер. - Почему в прыжках в длину в течение почти ста лет было только пять рекордсменов мира? Что тому причиной? Ну был Джесси Оуэнс, потом прыгнул Бимон, затем - Пауэлл (именно ему с 1991 года принадлежит мировой рекорд - 8,95. - Прим. С.Б.). И снова почти четверть века тишины. А еще я спрашиваю себя: а что происходит с технической точки зрения в прыжках в высоту?

В чебоксарском кафе "Эллада", где на стенах развешены дешевые гравюры на мотивы древнегреческих поэм, вдруг встал со своего места холеный седовласый мужчина и приготовился к прыжку. Звякнули вилки в тарелках посетителей. Застыли на месте немолодые официантки с высокими советскими прическами. Вся "Эллада" наблюдала за Тером.

- Почему в прыжках в высоту при отталкивании плечи направлены вперед, а в прыжках в длину прыгают вот так? - Тер отклонился всем корпусом назад. - Это же абсурд. Слышишь? Это - абсурд! От момента отталкивания до приземления на высоте 2,40 прыгуны в высоту преодолевают в воздухе порядка 6 метров в длину. При этом у них небольшой разбег и никакой задачи, собственно, прыгать в длину. Что это означает?

- Что?

- Может быть, я становлюсь старым, и оттого возникают странные мысли, но у меня полное ощущение, что я нарыл нечто. Как в свое время Фосбери. В прыжках в длину настало время менять саму технику. Это надо делать хотя бы потому, что с 1896 года, когда возродились Олимпийские игры, и по сей день ничего прин-ципиально нового в прыжках не появилось.

Тер, наконец, присел на стул. Впрочем, ненадолго.

- Когда мне исполнилось 35 лет, я вдруг понял, что могу прыгать под 9 метров. И что меня ограничивал не уровень мастерства, а установки, которые тогда существовали. Я хорошо помню, как лет в 14 по заданию тренера, писавшего диссертацию, выполнял специальное упражнение. Надо было сделать круг, разбежаться, оттолкнуться и приземлиться обратно в круг. На самом деле это не так-то просто. Для этого нужно было жестко воткнуть ногу в момент отталкивания. Установка была строго на толчковую ногу.

- А почему теперь не делать так? - он снова вскочил на ноги. - В момент отталкивания ты падаешь вперед, плечи двигаются, и в этот момент, продолжая падение и не думая о толчковой ноге, ты делаешь быстрый-быстрый мах. Спроси спортсмена: "Куда пришелся толчок?", он ответит: "А я не знаю". Правильно! Потому что это принципиально иная установка.

- Вот теннис, - в руках Тер-Ованесяна теперь появилась воображаемая ракетка. - Игра резко ускорилась, когда появились новые установки. Раньше как было принято бить по мячу? Надо подойти, сделать мах, ракетка уходила при этом назад, и плавно нанести удар. А теперь что? Они же не толкают мяч, как раньше, а хлещут по нему. Вот так! Скорость руки страшная. Звук такой - "ф-ф-фа". Я когда впервые увидел, как мелюзга на тренировке делает вот это "ф-ф-фа", не мог понять: силы-то откуда? А силы не нужны - достаточно того, что у них есть на это установка.

Моей дочери Машке сейчас 16. Она долго играла в теннис, но уже полгода в легкой атлетике. Прыгнула в длину на 5,50, практически не занимаясь. Я стараюсь работать с ней, используя новые установки. Но чтобы вывести все это на действительно серьезный уровень, за реализацию идеи должен взяться толковый практикующий специалист.

* * *

- Хотелось бы вам увидеть в секторе для прыжков в длину Усэйна Болта?

- Ха! Я заключил бы пари, на бабки. Ну, скажем, на миллион. И попросил бы несколько месяцев на то, чтобы изменить Усэйну саму установку. Убежден, что он прыгал бы очень далеко.

- А что такое очень далеко для Болта?

- Новый мировой рекорд. Ну, разумеется. Он стал бы первым человеком, который прыгнул за 9 метров. Я пришел бы с ним в лес. Нашел бы овраг, даже пропасть шириной в 9 метров. На одну сторону поставил бы Болта, на вторую положил миллион. Я бы даже сделал ему разбег на два градуса, чтобы он еще быстрее разбежался. Как он будет прыгать? Мне до одного места, как он будет прыгать. Но я совершенно убежден: человек, перед которым пропасть, не будет делать три с половиной шага перед отталкиванием, и тому подобное. Он будет прыгать зубами. Он будет прыгать - туда! Как животное. Потому что такие прыжки - это не вопрос результата. Это вопрос жизни и смерти.

Тер-Ованесян снова был на ногах. "Эллада" опять в полном составе притихла.

- Ты, конечно, не помнишь, но в 70-х был один чудак с непроизносимой фамилией, который сидел у телевизора, показал на спринтеров пальцем и сказал: "Я этих ребят обыграю". А он до этого не тренировался, и вообще из всех технических средств у него были разве что подтяжки. И он действительно начал на каких-то соревнованиях побеждать. Очень горд был собой. Я к чему? Наука не знает, почему один человек становится быстрым, а другой - не становится. Да, волокна мышц бывают быстрыми и нет, но вот эта цепь, которая идет от головы до мышцы, совершенно не исследована. Мы не знаем, как это происходит. Это тайна.

Как появляются такие люди, как Болт? Вот есть цель, - Тер-Ованесян ткнул пальцем в центр салфетки. - Я иду к ней отсюда. Знаю, что к ней совершенно точно только отсюда и можно попасть. Но потом приходит кто-то, и, оказывается, к цели можно дойти с совершенно противоположной стороны. А потом и вовсе оказывается, что к ней можно прийти вообще хоть откуда. И так во всех областях жизни!

- Болт первым разрушил многолетний стереотип о спринтере, как о невысокого роста гориллоподобном качке.

- Не совсем первым. Был же поляк Шмидт, Мерчисон, другие американские спринтеры. Я лично не готов сказать, каким обязательно должен быть спринтер. Вот парень, который недавно обыграл Болта (Йохан Блэйк. - Прим. С.Б.), он высокий или нет?

- Нет.

- Опа! То есть не в этом дело, да? Спринтер - это машина, которой нужны хорошие колеса, но еще важнее - мотор. Все машины меняются по форме, да и двигатели становятся более мощными. То же самое и в спорте. Ведь что такое спринт? Здесь важны длина шага и его скорость. Если у кого-то шаг будет немножко коротким, он просто будет его чаще делать. Значит, его мотор должен быть еще мощнее. Вот и вся штука.

- Война моторов. Как в "Формуле-1".

- Абсолютно. Другое дело, чтобы получить машину с таким мотором, нужно произвести отбор. Я могу пойти в армию, взять целый взвод и заставить их прыгать в длину. И только когда кто-то прыгнет 7 метров, начать выбирать из них. А не сначала браться тренировать, а потом уже выбирать.

- Не совсем вас понял.

- Вот как ты думаешь, в волейбол людей отбирают? Конечно! А в легкую атлетику? Ты смотрел этот наш финал мужской стометровки (чемпионата России. - Прим. С.Б.)? Это же кошмар. Ты что, думаешь, их кто-то отбирал? К сожалению, в легкую атлетику приходят не в результате отбора, а случайно, безо всякой системы. В хореографическом училище все выпускники становятся профессиональными танцорами в разных областях. Профессиональными же спортсменами становятся процентов 30 - 40 от общего числа выпускников спортивных училищ. А происходит это оттого, что нет жесткого отбора. Набрали кого попало - и работали впустую.

- Вы какой отбор имеете в виду? Как в Китае, где из полумиллиарда отбирают десять штангистов в олимпийскую сборную?

- Я фактически все детство провел в институте физкультуры, мой папа долго был его ректором. Какими только видами спорта не занимался - борьбой, коньками, хоккеем, акробатикой. В 16 лет столкнулся с тем, что никак не мог выбрать какой-то один вид спорта. Тогда я впервые прыгнул в длину. И оказалось, что это рекорд Советского Союза для 16-летних.

У нас отбор начинается с того, что если родителям нравится футбол, они ведут своего ребенка в футбол. И он там все детство мучается. Хотя я совершенно убежден в том, что если дети с трех лет будут заниматься теннисом, акробатикой, стрелять из лука, играть в пинг-понг, гольф и так далее, то к 12 - 14 годам проявится предрасположенность к какому-то виду спорта. И не надо ставить крест на тех, у кого нет длинных ног, как у Тер-Ованесяна. Спортивный талант может обнаружиться у любого пацана. Даже если у него вот такая задница и короткие ноги, но светлая голова, он может быть прирожденным игроком в керлинг. И будет с этой метлой в руках играть лучше всех в мире.

* * *

- Можно я спрошу про современные прыжки? Вот, в Чебоксарах проиграла Дарья Клишина, не попала на Олимпиаду. Со спортивной точки зрения потеря, возможно, и невелика, но мы же понимаем, что Клишина - нечто большее, чем просто прыгунья в длину.

- Безусловно. И мне жаль, что так вышло с Олимпиадой, время-то уходит. Лет пять назад меня пригласила ее тренер Оля Шемигон. "Игорь Арамович, посоветуйте". Я тогда сказал, что она нашла если не бриллиант, то некий необработанный еще алмаз. Но что заниматься этой штукой нужно очень-очень долго. Только на построение правильной фигуры ушло бы два года. Я им даже написал программу на несколько лет. Расписал, что надо делать в этом году, что - в следующем и так далее. Но с тех пор, я бы сказал, всерьез ничего не поменялось.

- В прошлом году Сергей Бубка рассказывал мне, что вы обсуждали с ним будущее Клишиной, говорили, что ей надо развивать плечевой пояс, пресс, спину. И Бубка задался вопросом: а как это скажется на ее внешности? Ведь красавица же...

- Толковые тренеры обязаны думать о многолетнем планировании. Подготовка спортсмена - это ведь очень сложная штука. Лепить чемпиона - это как художнику писать картину. Хороший художник не будет все время стоять вот здесь, на одном месте. Потому что если он отойдет на десять шагов назад, то посмотрит на то, что он нарисовал и скажет: "Полная х…я!" Хороший художник действует так: нанесет штрих, отойдет, посмотрит. Не то? Тогда попробует отсюда. А еще отсюда.

Я действительно с большой симпатией отношусь к Клишиной и ее тренеру, но налицо методические ошибки. Это видно по тому, как Клишина делала шесть прыжков, где каждый следующий не походил на предыдущий. Они очень много тренируются на дорожке, как в акробатике. Хотя лично я считаю, что это очень опасно для техники. Ведь построение техники - невероятно интимный, тонкий процесс. Что сделал тренер Борзова? Он на один сантиметр опустил ему центр тяжести. Вообще ничего не поменялось, просто чуть присел. Чуть-чуть. Но это дало прибавку на каждом шаге на три сантиметра. А на стометровке полтора метра. А это уже разница между первым и третьим местом.

- А что скажете о нашем юниоре Сергее Моргунове, который недавно повторил результат вашего мирового рекорда - 8,35?

- Я его не видел. Но, говорят, хороший парень. Тренируется у учителя физкультуры, это тоже плюс.

- Мы в газете стали изучать, а кто из великих так прыгал в длину в 19 лет? Оказалось, никто.

- Интересно. Ну я бы посмотрел, чем он занимался до этого. Какие у него, так сказать, средства? Если он вычерпал все интенсивные работы - все время спринт, все время спринт, все время спринт, все время штанга, короткие серии, все время в цель, все время в цель - я бы спросил: "А что он будет делать дальше?" Если выяснится, что он этими упражнениями занимается уже пять лет, то как эти средства будут помогать ему в будущем?

- И что тогда?

- Тогда надо, грубо говоря, уходить в многоборье и выступать там пару лет, получая всестороннюю нагрузку и развитие. А через какое-то время возвращаться в прыжки и прыгать в удовольствие. Почему я выступал на пяти Олимпиадах? Из-за многоборья. У меня была очень широкая база. А если такой базы нет, если тебя с пяти лет дрючат в спринте, то в 16 - 17 лет - ты уже исчерпал все ресурсы специальных упражнений. До свидания.

* * *

- Вы согласны с тем, что легкая атлетика сейчас держится на фигуре Болта? И что не стань его, полупустые трибуны превратятся в пустые?

- Если уж так говорить, легкая атлетика всегда держалась на конкретных личностях вроде Болта или Джесси Оуэнса. В каждом поколении был один-два ярких человека, которые остались в памяти, в отличие, кстати, от большинства олимпийских чемпионов. И никто никогда не ходил на легкую атлетику, шли на людей. Если бы в Чебоксарах объявили, что будет прыгать Исинбаева, пришел бы полный стадион.

- Тогда почему она не собирает полный стадион, а вместо этого заявляется на второсортные турниры во Франции?


- Мне это ощущается так. Исинбаева - как хороший карточный игрок. Если она садится играть, то стол должен быть покрыт дорогим сукном. Рядом должны сидеть другие игроки в хороших костюмах. После переезда в Монте-Карло она сильно поменяла среду обитания. И здесь ей не хватает запаха хорошего кофе, я бы так выразился.

- У вас есть уверенность, что Исинбаева победит в Лондоне?

- Четыре Олимпиады выиграл американский дискобол Эл Ортер. Ну можно вспомнить еще пару человек, но их все равно крайне мало. Три Олимпиады (а у Елены это будут как раз третьи Игры) мало чем отличаются от четырех. Короче, никто не скажет. Это как карта ляжет в конкретный день. Я был главным тренером сборной СССР в Сеуле-1988, и на моих глазах не смог выиграть свои третьи Игры Юра Седых. А на следующее утро он пошел на тренировку и начал метать на 3 - 4 метра дальше, чем накануне. "Ну почему?" - все время повторял он. Значит, с ним что-то произошло в тот день, так ведь? Никто не знает, что ждет Исинбаеву в Лондоне. Один Господь Бог.


Сергей БУТОВ

Яндекс.Метрика