Усэйн Болт и его окружение

Усэйн Болт и его окружение
30 апреля 2012
От стилиста до шеф-повара, от телохранителей до тренера – у рекордсмена мира дома, на Ямайке, целая армия помощников...


Быстрейший человек в мире без движения лежит на голубой дорожке университетского стадиона в Кингстоне. Кажется, что он уснул. Его длинные руки и ноги напоминают спилены ветви дерева. Из-под футболки проглядывается рельефный, как клавиатура ксилофона, пресс. Теплый карибский бриз доносит откуда-то звуки регги. На лице Усэйна Болта – довольная улыбка.


А вокруг лежащего атлета – суета. Съемочная группа, спонсоры, пиарщики – все бегают, что-то планируют, обсуждают, фотограф готовится к следующему кадру. Местные мальчишки тайком перелезли через забор и подглядывают за процессом из-за рекламного баннера. Время от времени они по чуть-чуть передвигают баннер, чтобы быть поближе к своему кумиру. Это напоминает шпионов из мультиков, которые прячутся за фанерными кустами.

Фотограф подходит к Болту, одной ногой переступает через него и направляет на лицо спортсмена объектив. Неожиданно Усэйн открывает один глаз и оглядывает мизансцену. Потом он открывает второй глаз и начинает искать в толпе Наджента Уокера Джуниора (ЭнДжея), своего ассистента, соседа по квартире и лучшего друга со времен начальной школы. ЭнДжей хихикает и шарит по карманам в поисках телефона, чтобы заснять происходящее на камеру. Болт не выдерживает и тоже начинает хохотать.

Так выглядит обычный день в жизни Усэйна Болта, мировой звезды спринта, его преследуют спонсоры, поклонники, СМИ со всего мира, а несколько близких друзей пытаются ненавязчиво оградить его от всего этого сумасшествия.

Окружение Болта напоминает большую семью. Когда его стилист, почтенная ямайская дама, припудривает спортсмена, она напоминает няню, вытирающую платочком личико своего подопечного. Пресс-агент Усэйна Кароль приносит ему тарелку с курицей и рисом. Такие вот своеобразные мамочки. Тренер Глен Миллс и менеджер Норман Пирт выступают в роли отцов, и довольно строгих отцов! Агент Болта Рикки Симмс и ЭнДжей больше похожи на братьев – веселые и заботливые. Даже телохранители, которым позволено носить джинсы и спортивные костюмы, казалось бы, так же далеки от церемоний, как сам спортсмен. Один из них носит пакет с едой, а второй – зонтик, на случай, если Болту нужно будет побыть в тени. Они похожи на дядюшек.

Таков мир Болта: полный тепла, поддержки, веселья. «Все эти люди для меня очень важны», - говорит Усэйн своим хриплым баритоном, когда мы располагаемся в стоящем неподалеку кондиционированном фургоне. «Конечно, сейчас многие хотят стать моими друзьями, поэтому непросто определить, кому можно доверять. Все, с кем я сейчас работают, знают меня уже много лет. Также со мной мои друзья детства. Мы все делаем вместе – смеемся, болтаем, играем в компьютерные игры, ходим на вечеринки. Они для меня тоже члены семьи, я уверен в них».

Вокруг ямайца все больше и больше шумихи. Ожидается, что за его выступлением в Лондоне у экранов телевизоров будет наблюдать 4 млрд. человек со всего мира. Если 25-летний атлет и нервничает, то он отлично это скрывает. Вне тренировки, все его движения спокойны и размерены. Он в хорошем настроении и заражает оптимизмом всех окружающих. Он говорит, что с нетерпением ждет поездки в Англию. «В Лондоне меня всегда тепло принимали, там очень много ямайцев. Я мечтал об этой Олимпиаде ещё с Пекина. Я хочу стать легендой. Хочу, чтобы меня запомнили навсегда. Поэтому в Лондоне мне нужно творить великие дела. Мне не терпится продемонстрировать всему миру что-то особенное».

Во время своего путешествия на Ямайку я видел портреты Болта в лондонском метро, в нью-йоркском аэропорту и, конечно, на билбордах в Кингстоне. «Мне это нравится», - улыбается Болт. «Мне приятно видеть свои изображения по всему миру. Со мной везде фотографируются, а потом вешают эти фото в Твиттер. Люблю быть в центре внимания».

Исследование, проведенное американским астрофизиком Итаном Сигелем, свидетельствует, что Болт представляет собой феномен с точки зрения физиологии. Мировой рекорд на мужской стометровке снижался примерно на 0.05 сек. каждые 10 лет, начиная с 1968 года (когда Джим Хайнс первым в истории разменял 10 секунд). Но Болт показал результаты, которые должны были быть достигнуты только лет через 30. Ещё один американский ученый – физиолог Питер Вейанд – присоединяется в мнению Сигеля: «Болт – это чудо природы, он попирает все законы биологии».

Болт действительно весьма одарен природой. «Он необычен с физической точки зрения, нужно его исследовать, чтобы определить источники такой скорости», - уверяет профессор биологии Стэнфордского Университета Марк Денни. Имея весьма длинные ноги, Болт может преодолеть стометровку в 41 шаг. Его соперники делают 44 шага. У него высок процент быстрых мышечных волокон, которые отвечают за взрывную силу. И он может при каждом беговом шаге переносить нагрузку в 450 кг – это в два раза больше нормы для обычного человека. Профессор Алан Невилл, биостатистик Университета Вулвергемптона, предполагает, что высокий рост спортсмена позволяет ему быстрее рассеивать тепло, и его мышцы, таким образом, могут совершать больше работы.

Но до сих пор не кажется, что Болт воспринимает свой талант чересчур серьёзно. Известно, что даже перед важнейшими стартами он ест куриные наггетсы, а во время поездок в Лондон угощается в китайских ресторанах. На соревнованиях он танцует ямайские танцы, а мировой рекорд в Пекине вообще установил с развязанным шнурком.

Но, на самом деле, его природные таланты дополняет и поддерживает жесточайший режим тренировок. Он проводит часы за часами на дорожке, оттачивая технику, и в тренажерном зале, укрепляя мышцы. «Я всегда расслаблен, поэтому мой бег выглядит очень непринужденно. Многие думают, что я ленивый. Хотя я, конечно, бываю ленивым», - признается Болт. «Но я всегда возражаю: увидимся в 6 утра, приходите и посмотрите, как я тренируюсь. Мне повезло получить такой дар свыше, но я стараюсь использовать его на 100%. Я доволен собой, потому что усердно тружусь».

Усэйн Сэнт Лео Болт родился 21 августа 1986 года в Трелони на северо-западе Ямайки. Он вырос в бунгало с отцом Веллесли, владельцем продуктового магазина, и мамой Дженнифер. «Я похож на маму», - говорит спортсмен. Стилист молча кивает. «У меня её кожа, её волосы, и я такой же ленивый. Все хорошее у меня, наверное, от папы. А плохие привычки мы разделяем с мамой». Болт рос вместе со старшей сводной сестрой Кристин и младшим сводным братом Садики. Он был гиперактивным с детства. «С ВиДжеем (прозвище Усэйна) было что-то не так, он отличался от всех, он все время бегал и скакал», - отмечает его отец. Его даже ко врачу отвели. Оказалось, ему просто нужно было давать выход своей неукротимой энергии. Он делал успехи в крикете и футболе, но в спринте ему просто не было равных – он выигрывал все школьные и местные соревнования. Хорошо ли он себя вел? «Средненько», - скромно говорит Болт. «Учителя меня любили и знали, что я быстро бегаю. Так что если и попадал в неприятности, мне легко все сходило с рук. Но если папа узнавал о каком-нибудь моем серьёзном проступке… Это была большая проблема. Я не раз сбегал из дома тайком. Папа придерживался жестких правил, он считал, что пока домашние задания не выполнены, из дома уходить нельзя. А я хотел поиграть в футбол и убегал. А потом получал за это. Но нельзя же быть идеальным, это скучно. Правда?».

Регулярно поедая свое любимое блюдо – вяленую свинину с клецками, приготовленную его тетей Лилли, - Болт набирался сил. Он заслужил спортивную стипендию в старшей школе Уильяма Книбба в Трелони. Но тренировки для Усэйна были настоящим проклятием. Вместо этого он проводил время в соседнем зале игровых автоматов. В результате, его талант начал затухать. Он прошел через период увещеваний со стороны родителей и учителей и к 14 годам стал более серьёзным. Уже через год, в 2002, Болт завоевал золото чемпионата мира среди юниоров в Кингстоне. Перед стартом он так нервничал, что даже шиповки не на ту ногу надел. Но тот чемпионат стал поворотным моментом в его судьбе. «После победы на глазах соотечественников я подумал: «Зачем мне нервничать?» С тех пор я всегда расслаблен на соревнованиях», - объясняет атлет.

В 2004 году он перешел в профессиональный спорт. Ямайка ждала от него выдающихся достижений. Но на Олимпиаде в Афинах он не прошел дальше забегов. Журналисты начали его поддевать, в газетах появились карикатуры, на улицах на Болта показывали пальцем. «Обо мне говорили много плохого: что я ленюсь, или что слишком много по клубам хожу. Говорили, что моя карьера окончен», - вспоминает он. Порядком растратив веру в себя, Болт решил обратиться к тренеру Глену Миллсу, дородному мужчине в очках, работавшему в Кингстоне. Миллс быстро понял, в чем причина всех травм юного бегуна. Проблема была в сколиозе, который нуждался в срочной коррекции. Миллсу также удалось справиться с упрямством нового подопечного. «Он знает мой характер и принимает его, поэтому наша работа и приносит плоды. Он серьёзный человек, я с ним не шучу, но он находит способ сделать тренировки интересными. Мне нужно иметь повод посмеяться время от времени. И я всегда с нетерпением жду конца сезона, чтобы походить по клубам. Но двух недель развлечений мне достаточно, потому что я начинаю скучать по нашим увлекательным тренировкам», - рассказывает Болт.

Усэйн Болт с тренером. Фото: Ian Walton/Getty Images

У Болта в Кингстоне свой дом с пятью спальнями, он выглядит как мечта тинейджера. Повсюду в доме гигантские плазменные экраны, игровые приставки, ди-джейская аппаратура и футбольные мячи. Во дворе – бассейн и несколько дорогих машин, даже черный Range Rover. Болт живет с ЭнДжеем и Садики. Троица часами просиживает за видеоиграми или гуляет по клубам Кингстона. «Я пью пиво «Гиннес»», - заявляет Болт. Он говорит, что с ЭнДжеем никогда не спорит, но я тут же напоминаю ему о перепалке, которая произошла на моих глаза год назад. Болт хотел посмотреть «Кунг-фу панду 2» в кино, а ЭнДжей хотел посмотреть свежих «Людей Икс» и на уступки не шел. Усэйн тогда был не слишком сдержан в выражениях.

Работу по дому Болт не любит. «Раз в год я прибираюсь в своей комнате, потому что чувствую, что уже пора», - вздыхает спортсмен. «Но у нас тут есть горничные. Если бы они меня увидели, были бы в шоке. Я уж лучше ещё полежу в кровати, чем буду тратить это время на смену постельного белья. Правда, в шкафу один раз разбирался…» Неудивительно, что он периодически теряет вещи. Он оставил свои олимпийские золотые награды в номере гостиницы в Нью-Йорке. Правда, потом забрал их оттуда. Медали с чемпионата мира он искал целый год и…нашел в своем гардеробе.

Чтобы придерживаться диеты, Болт нанял повара. «Тренер говорит ему, что готовить. И это не наггетсы», - мрачно признает Усэйн. «И повар тренера слушается. На подкуп ни за что не пойдет».

Болт дает интервью представителям спонсора – компании Visa. В соответствующей рекламе он бежит по улицам Лондона. На самом деле Болт боится толпы. «Я не могу даже пройтись по магазинам на Оксфорд-стрит. Люди начнут прыгать на меня, фотографировать на мобильные, кричать. Просто ночной кошмар. Приходится посылать ЭнДжея за продуктами. Вообще, когда я захожу в супермаркет, все довольно спокойно. Здесь, на Ямайке, люди стараются вести себя сдержано по отношению ко мне. Но если хоть кто-нибудь один попросит автограф и сфотографироваться – всё пропало, наступает хаос», - объясняет Болт.



Болт поддерживает свой игривый имидж, но он может быть совсем другим. Он любит проводить время за игрой в домино. Он признает, что до сих пор любит дремать на диване, положив голову маме на колени. Он скучает по деревне. «Там я не так устаю от людей. Хожу в гости к родителям, которые сейчас на пенсии. Мы играем в домино, пьем пиво, отдыхаем. Я обязательно построю себе дом в деревне».

Усэйн скромно признается, что сейчас у него есть любимая девушка. «Она у меня уже не первая, но нужно время, чтобы встретить правильного человека. Мне кажется, на этот раз я не ошибся». А что же о том, чтобы стать папой? «Я думал, что займусь этим сразу после Олимпиады, но три года назад со своей предыдущей девушкой расстался, так что подумаю о детях ещё через пару лет. Я буду своих детей баловать. Думаю, это даже будет проблемой. Мой папа был очень строгим. Я тоже хочу, чтобы дети меня уважали, но я точно буду более либеральным», - обещает Болт.

В общем, сейчас у ямайца есть и более насущные проблемы. Мир ждет от него выдающихся достижений этим летом. Он надеется пробежать 100 м за 9.4, а 200 м – быстрее 19 секунд. Случится ли это в Лондоне. «Кто знает? У меня больше уверенности в дистанции 200 м, на 100 м намного большую роль играют технические нюансы, если что-то одно пойдет не так, выдающегося результата не видать», - предупреждает спортсмен.

Главный соперник Усэйна на стометровке – его партнер по тренировкам Йохан Блейк. 22-летний спортсмен выиграл 100 м на чемпионате мира в Тэгу, когда Болт был дисквалифицирован за фальстарт. Говорят, что Болт выбежал раньше выстрела, потому что понимал, как хорошо готов Блейк. Болт признается, что нервы сыграли свою роль, но это точно был не страх. «Хорошо, что это произошло не на Олимпиаде»,- философски отмечает Усэйн. «Но такого больше не повторится. Тогда я был в неправильном настроении. Моя форма была неидеальной, поэтому я хотел показать шоу. Но о соперниках я не думаю. Я знаю, что если я в форме, победа будет моей», - говорит он.

Более того, Болт уже смотрит в будущее. «На Олимпиаде в Рио я точно попробую новую дисциплину. Прыжок в длину или 400 м. Я продолжу бегать спринт, но добавлю что-нибудь ещё. Чтобы не заскучать».

После окончания спортивной карьеры Болт хочет заняться бизнесом в сфере моды, музыки и общепита. У него в Кингстоне уже есть бар под названием «Usain Bolt Tracks&Records». «Он отличается от других баров так же, как я отличаюсь от других людей. Я иногда проверяю, как там идут дела. Я думаю, если бы плотно этим занялся, мог бы стать успешным бизнесменом, но я попрошу ЭнДжея всем заниматься, а сам буду только сливки собирать. На самом деле, я просто хочу быть счастливым человеком. Хочу, чтобы через 10 лет у меня был дом, семья и я мог просто… расслабиться».


Бар Tracks and Records. Фото: The Gleaner

Перед отъездом я зашел в бар Болта. Там повсюду есть телеэкраны – над столиками, над барной стойкой, в туалетах. В меню есть коронное блюдо тети Лилли – вяленая свинина. Спрашиваю официантку, заходит ли сюда сам спортсмен. Говорит, что да, заходит. Спрашиваю, помогает ли. Она удивляется. «Да нет. Просто сидит на диванчике и пьет пиво. Но так и должно быть. Мы его любим. Усэйна все любят».


Автор: Марк Бэйли


Яндекс.Метрика